ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ ПО ВСЕЙ РОССИИ
НАДЁЖНО
И ТОЧНО В СРОК!
8 800 300 43 59
Звонок по России бесплатный
Наш канал

«О Керченском мосте всегда думали большие люди»

«О Керченском мосте всегда думали большие люди»
kbm1.jpgНа площадке будущего моста через Керченский пролив кипят подготовительные работы. Грандиозный транспортный переход, о котором мечтали еще древние греки, Наполеон, Сталин и Гитлер, резко контрастирует с запущенной соседней станицей. Убитые дороги, проблемы с работой и водопроводом, отсутствие полноценной медпомощи — реалии сегодняшней Тамани. Половина жителей уверена, что транзитный поток решит их проблемы, другие станичники опасаются, что трехлетняя стройка окончательно испортит им жизнь. О том, что происходит на месте будущего моста, — репортаж корреспондента «Газеты.Ru».

В станицу Тамань из Краснодара можно попасть по однополосной дороге, асфальт здесь давно требует ремонта. Без расширения хотя бы до трех полос в одну сторону о пропускной способности моста говорить не придется: с такими подъездными путями он обречен на вечную пробку. Общественным транспортом сюда попасть также проблематично, автобус из краевой столицы ходит лишь пару раз в день, пассажирской железной дороги нет. Местные жители (население Тамани — около 10 тыс. человек) в основном заняты на работе в порту «Таманьнефтегаз» и компании «Эфко», продающей майонез и растительные масла.
Вдоль дорог также тянутся виноградники, на подъезде к Тамани стоят похожие на нефтехранилища резервуары винодельческой компании «Фанагория».
«Или отдать полуостров Украине, или построить мост»
«Керчи и нашей Гермонассе-Тмутаракани (названия города в античности и Древней Руси. — Прим. автора) 2600 лет. Через эти два города проходили самые большие миграционные пути человечества — из варяг в греки и сарацины и Великий шелковый путь», — начинает в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» исторический экскурс автор монографий о Тамани, экс-глава поселения Геннадий Майков.
По словам краеведа, в древности на косе Тузла — месте, где строят мост, — был пеший переход в Керчь, который называли «бычьим» или «коровьим» бродом. Затем море наступило, и переправляться начали на лодках. В советское время между соседями курсировало до семи теплоходных рейсов в день, сообщение прекратилось после развала СССР.
«Много было ошибок, и эта была в их череде. Мост — конечно же, очень важен. Но услышьте местных жителей: если при реализации этого национального проекта восстановят теплоходное сообщение из центра Тамани в центр Керчи, они будут очень благодарны», — отметил собеседник.
Рассказывая о прошлых попытках построить транспортную артерию через пролив, Майков уточнил: «О месте думали все большие люди, в особенности те завоеватели, которые стремились попасть в Индию. Например, Наполеон, Гитлер и Тамерлан».
Реализовать эти планы намеревались немцы после оккупации Крыма и Кубани — уже привезли металлические конструкции, чтобы построить мост, но наступление Красной армии их остановило.
Собрали конструкции уже советские инженеры. Правда, простоял мост недолго — большим ледоходом 1945 года его снесло.
«Если Крым вошел в состав России, мост просто необходим. В нынешней изоляции Крыма есть только два варианта: или отдать полуостров Украине, или построить мост. Альтернативы нет», — считает экс-глава Тамани.
Километры единства
«На данный момент ведется проектирование моста, на месте будущего строительства со стороны Тамани и Керчи проводятся мероприятия подготовительного периода», — уточнили «Газете.Ru» в пресс-службе отвечающей за его возведение компании «СГМ-Мост».
kbm.jpg



































Саперы обезвреживают оставшиеся со времен войны снаряды, начат экологический мониторинг краснокнижных растений и животных, на пустырях строятся площадки под склады и бетонный узел, идет подготовка к испытаниям грунтов сваями.
Начинается автомобильно-железнодорожный мост в западном направлении от станицы, в районе косы Тузла. С его северной стороны расположится будущий порт «Тамань». Выход в пролив планируется осуществить по 5-километровой дамбе и через 1,5-километровую протоку на следующий за косой остров Тузла. Оттуда мост направят к Керчи, огибая с севера мыс Ак-Бурун. Общая длина — 19 км. Открыть движение планируется в декабре 2018 года.
Сейчас строительная площадка (поле с пожухлой от солнца и глинистой почвы травой) утыкана колышками с красными и синими флажками, отмечающими путь соответственно автомобильной и железной дороги. Рядом идут оставленные саперами белые флажки, несколько табличек «Стой! Опасно!» с черепом и костями — идет разминирование со времен ВОВ.
Проход на саму косу Тузла закрыт — стоит вагончик с охранником и шлагбаумом. Местные жители делятся, что до начала стройки любили купаться на мелком берегу косы.
«Автодорожный мост запроектирован по требованиям автомобильной дороги категории 1Б (четыре полосы) с расчетной скоростью движения 120 км/ч. Железнодорожный мост отвечает требованиям второй категории железнодорожных линий и включает два пути», — продолжают рассказ в пресс-службе «СГМ-Мост». Там же уточнили, что сваи будут вбиваться в морское дно на глубину от 30 до 60 м, в зависимости от участка.
От Урука до Святослава
Недалеко от строительной площадки расположился лагерь археологов: пожалуй, на сегодня это самые довольные будущим строительством люди. Потому что такого объема финансирования на раскопки древней земли ученые не получали ни в советское время, ни в новой России.
«Сегодня археологи вынуждены работать не там, где интересно для науки, а на строительных площадках, участках, где планируется хозяйственная деятельность. Если бы не строительство моста, уникальные памятники Тамани (а это настоящий заповедник археологии) в ближайшее время не попали бы в поле зрения науки, — делится с «Газетой.Ru» заведующий кафедрой археологии Южного федерального университета, профессор Алексей Кияшко. — За мой 40-летний опыт археологии это наиболее крупная экспедиция».
Лагерь состоит из нескольких рядов синих палаток, в 300 м от них идут главные раскопки на балке Лисовицкого.
Профессор Кияшко уточнил: первые поселения на Тамани появились за 5 тыс. лет до н.э. — сюда через Кавказские горы пришли переселенцы с Ближнего Востока, относящиеся к цивилизации шумерского Урука.
«В этом году удалось исследовать памятник, относящийся к рубежу эпохи бронзы и железного века, это загадочное время, порог истории от дописьменного периода к письменному. Мы не знаем имени народа, пришедшего на Тамань, но нашли интересные предметы — керамику, каменный культовый скипетр, металлические вещи», — продолжает археолог.
Следующим открытием стали кварталы небольшого римского городка или виллы II века н.э. Рядом с ним расположено хазарское поселение, насчитывавшее до 3 тыс. жителей. Судя по скелетам, оно погибло в результате военного нашествия. По одной из версий, хазарский поселок мог разрушить легендарный древнерусский князь Святослав.
Находки, в основном глиняные черепки, складируют в одной из палаток. Сначала их отмачивают в воде, очищенные тысячелетние сосуды выглядят как новенькие. На столе немногочисленные металлические находки. Так, в банке из-под малинового варенья в растворе очищается бронзовый амулет-божок, которому хазары поклонялись до принятия новой веры. Несколько римских монет. Сидящая по-турецки девушка в углу зубной щеткой чистит какие-то рыжие камешки. Оказалось, человеческие кости.
«Получится как в Сочи»
«На сегодняшний день в поселке Тамань существует много проблем: неустойчивое водоснабжение, не хватает электроэнергии, неудовлетворительное состояние дорог. Много вопросов по социальной сфере, больницам и детским садам. Со строительством моста мы связываем решение и социальных проблем, и проблем в сфере ЖКХ», — оптимистичен в интервью с «Газетой.Ru» председатель совета депутатов Таманского сельского поселения Михаил Баславяк.
Депутат напомнил, что Тамань является тупиком, и многие инвесторы отказывались из-за этого сюда приходить. С транзитным потоком в Крым ситуация может измениться.
«У станицы появится вторая жизнь. Принято решение построить объездную дорогу для большегрузов, участок в 44 га выделен под городок для строителей, сюда подведут воду, электричество, газ, после стройки эти участки передадут многодетным семьям», — перечисляет собеседник.
Настрой Баславяка разделяют не все местные жители. Среди них депутат Новотаманского сельского поселения Екатерина Чеботарева.
«Мост строят в сложнейших геологических условиях, есть разломы, это сейсмозона, на дне остается много снарядов Великой Отечественной войны. С другой стороны, есть договор 2003 года о том, что Керченский пролив разделен между Россией и Украиной, этот договор не отменяли (это значит, что любые действия в проливе должны согласовывать две стороны. — «Газета.Ru»), — перечисляет в интервью «Газете.Ru» Чеботарева. — Но меня волнует другое: при строительстве такого грандиозного проекта население окружающих поселков остается жить, образно говоря, в XIX веке. У нас остро стоит проблема с водой, во всем районе нет ни одной санкционированной свалки, уже сейчас строительный мусор вывозят на земли сельскохозяйственного назначения и поджигают. Местных жителей на работы по строительству моста не берут, ссылаются, что нет квалификации. Но у нас много мужчин с рабочими специальностями, есть и инженеры».
Больше всего станичники переживают, что тысячи приезжих рабочих заберут у них напор водопровода и электромощности, а строительная техника добьет и так плохие дороги.
Говорят, что не верят государству: при строительстве порта «Тамань» в поселке Волна им также многое обещали, но реально жизнь не улучшилась.
«Второй день через Тамань в сторону Тузлы идут большегрузы со строительной техникой, «КамАЗы», - говорит депутат Чеботарева. — Обращалась в ГИБДД, мне перезвонил заместитель главы и сказал, что на следующей неделе утвердят схему движения большегрузов. А что делать нам? Куда деваться отдыхающим? Получится как в Сочи: будем несколько лет с перебоями и под грохот строительной техники жить».
Фото: Андрей Кошик

Online-заявка

Отправить сообщение