ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ ПО ВСЕЙ РОССИИ
НАДЁЖНО
И ТОЧНО В СРОК!
8 800 300 43 59
Звонок по России бесплатный
Наш канал

Пока «КАМАЗы» не продаются, Сергей Когогин задумал «изменить мир»

Пока «КАМАЗы» не продаются, Сергей Когогин задумал «изменить мир»
pmef.jpgПанельная сессия «Транспорт будущего» под эгидой КАМАЗа прошла накануне на петербургском экономическом форуме. На фоне падения продаж на 40%, сокращения инвестпрограммы автогиганта вдвое и работы конвейера по 7 дней в месяц гендиректор автогиганта Сергей Когогин призвал объединить усилия бизнеса и власти для создания автономных транспортных средств. Корреспондент «БИЗНЕС Online» стал свидетелем дискуссии о будущем отрасли, настоящее которой в полном тумане.
Кривая камазовских продаж ползет вниз
О падении продаж КАМАЗа в очередной раз заявил на специальном брифинге, состоявшемся в первый день петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), сам гендиректор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин. По его словам, в текущем первом полугодии продажи предприятия сократились примерно на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Продажи не превысят 8 - 10 тысяч автомобилей», — констатировал Когогин, но в то же время выразил надежду, что во втором полугодии ожидаются другие, более обнадеживающие результаты.
Кривая «камазовских» продаж стремительно опускается уже не первый месяц. Так, в январе-мае продажи упали на 54% до 6,1 тыс. машин. При этом российский рынок грузовых автомобилей полной массой 14 - 40 тонн, по прогнозам маркетологов КАМАЗа, в 2015 году составит 51 тысячу штук.
На этом фоне челнинское автопредприятие допускает возможность сократить свою инвестпрограмму до 2020 года в 2 раза до 46,5 млрд. рублей. «У нас общая программа была 93 миллиарда, при девальвации на 70 процентов все изменилось», — сообщил Когогин на брифинге. Порядка 50% вложений инвестпрограммы приходится на реинжиниринг предприятия, пояснил гендиректор, но сокращать объем работ по реинжинирингу КАМАЗ не будет.
«Сейчас группа, работающая над реинжинирингом, решает стандартную задачу: как за значительно меньшие деньги выполнить то же самое», — рассказал глава КАМАЗа. По его словам, чтобы кардинально не сокращать финансирование реинжиниринга, предприятие будет использовать механизм СП со своими партнерами. Следовательно, инвестпрограмма ни в коем случае не будет остановлена.
«Если нам эти деньги не дадут, мы их просто уволим»
В июне КАМАЗ, как уже сообщалось, будет работать всего 7 дней против запланированных 12. Пять дополнительных дней простоя будут компенсированы посредством временных работ и обучения как для рабочих, так и для инженерно-технических работников с сохранением жалованья в размере 2/3 средней зарплаты.
Временные работы, которые прочно вошли в камазовский повседневный лексикон, стали возможны благодаря субсидиям минтруда РФ. В марте минтруда РТ опубликовало антикризисную программу по снижению напряженности на рынке труда объемом 1,1 млрд. рублей, из которых 936 млн. финансирует федеральный центр. Всего программа охватит 17,7 тыс. человек, 90% которых — работники КАМАЗа. Однако эти деньги должны закончиться в сентябре, и что будет дальше — неизвестно. По крайней мере, вопрос о дополнительном субсидировании временных работ пока не рассматривается.
«О каком миллиарде речь? — ответил вопросом на вопрос Олег Афанасьев, когда в кулуарах ПМЭФ корреспондент «БИЗНЕС Online» спросил его о дальнейшей судьбе временных работ. — Деньги выделены республике, часть средств (да, большая, но не вся) пришла на КАМАЗ для того, чтобы мы не уволили 10 тысяч человек. Вы знаете, если нам эти деньги не дадут, мы просто их уволим. Нам сейчас не надо столько тысяч работников. Нам достаточно сейчас 30 (тысяч — прим. авт.) с этим рынком... Зачем нам 40 тысяч, если мы производим в два раза меньше грузовиков? Правильно? Это же логично. Мы увольняем людей. Они будут выплеснуты на рынок Челнов. И государство пошло нам навстречу, выделило средства. Нам, КАМАЗу, денег никто не дает».
«Вы хотите сказать, что от правительства никакой помощи не оказывается»? — уточнил наш журналист.
«Деньгами — нет. Оказывает не КАМАЗу, а автопрому. Утилизация — этим все пользуются, госгарантии — этим все пользуются. Что еще? Лизинг льготный — этим все пользуются. КАМАЗу персонально нигде в бюджете не прописано, что даются деньги.
Несмотря на такое невеселое положение дел, на автопредприятии, по словам Афанасьева, в два раза повысилась производительность труда. «Если вы не знаете, то у нас в 2006 году работали 60 тысяч работников, — объяснил пресс-секретарь КАМАЗа. — Сейчас работают 40, а грузовиков мы производим столько же, как и в 2007 году (имеется в виду — до кризиса 2014 года). Пожалуйста, у нас суточный сборочный конвейер: мы производили 240 автомобилей за 6 смен. Сейчас у нас работают 3 смены, мы производим те же самые 240 автомобилей в сутки. Вот вам повышение эффективности».
Надо отметить, что КАМАЗ ищет пути выхода из кризиса не только в субсидировании и в бодрящем повышении эффективности, но и в выходе далеко за пределы российских регионов. Так, в первые же часы петербургского форума гендиректор КАМАЗа Когогин провел встречу с министром промышленности Египта. «У нас сейчас одна из главных задач — развитие наших экспортных рынков. Египет — перспективная страна», — пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Афанасьев и добавил, что по итогам встречи никаких соглашений подписано не будет, но для расширения рынка сбыта автомобилей такие переговоры могут быть полезны.
В российских реалиях беспилотнику будет сложно сориентироваться
В это нелегкое для себя и автопрома время на ПМЭФ КАМАЗ не поскупился. Если Татарстан в этом году не привез свой стенд, то автогигант не стал мелочиться и занял целый павильон по соседству с Mercedes. В прошлом году на том же месте базировался «Данон», а еще годом ранее свою компанию представлял Олег Дерипаска.
Более того, в рамках петербургского форума при поддержке КАМАЗа прошла панельная сессия «Транспорт будущего». Собравшиеся эксперты пытались выяснить, каким же все-таки окажется этот самый транспорт будущего и приведет ли применение все более «цифровых» транспортных средств к экономическим изменениям и увеличению прибыльности транспортной промышленности.
«Надеюсь, у нас будет интересная дискуссия о беспилотных транспортных средствах», — обозначил тему старший партнер, управляющий директор The Boston Consulting Group Николаус Ланг. По его мнению, в 2025 году доля автономных средств будет составлять 10%. «Я хочу, чтобы вы запомнили три ключевых числа: 90, 60 и 30 — это главные преимущества автономных ТС. На 90 процентов меньше дорожных происшествий, на 60 процентов меньше нагрузки на дороги и на 30 процентов уменьшение выброса загрязняющих веществ», — так Ланг обрисовал все плюсы будущих беспилотников.
Гендиректору КАМАЗа Когогину предоставили право выступать первым. Он сразу заявил, что в техническую революцию ТС успели «вступить одной ногой» (правильнее, пожалуй, будет сказать — одним колесом — прим. авт.), тем более сегодняшний технологический задел для этого уже накоплен. Да и сама жизнь и время толкают к созданию беспилотников. Когогин видит только одну загвоздку. «Насколько общество готово воспринимать это транспортное средство и насколько законодательная база всех стран дает возможность использовать эти средства — это тот вопрос, который, наверное, займет больше времени, чем создание самого автономного ТС», — отметил он.
Несмотря на то, что предпосылки для создания беспилотников есть, Когогин усмотрел в России некоторые проблемы — расстояния, из-за которых логистические издержки всегда будут выше, чем у соседних европейских стран. «Я не думаю, что за ближайшие 15 - 20 лет мы существенно изменим дорожную инфраструктуру», — эта фраза из его уст прозвучала пессимистично. Однако Когогин тут же добавил, что при максимально эффективном использовании создать автономные ТС все-таки можно и при сегодняшней инфраструктуре. Условие — создание такого беспилотника, который сможет ориентироваться в российских реалиях, когда и разметка не везде есть, и знаки местами отсутствуют. Здесь-то у КАМАЗа, по-видимому, и есть шанс в конкуренции с иностранными производителями.
Правительство занялось электронной картой дорог
Президент АвтоВАЗа Бу Андерссон, в свою очередь, надеется, что в России будут все больше и больше покупать автомобилей, тогда как сегодня на тысячу населения в РФ приходится только 240 машин, а в Европе — 500. Он подчеркнул, что сейчас почти все автомобили обеспечиваются навигационными системами, хотя еще 10 лет назад такого не было. Андерссон даже похвастался, что его компании удалось за последние полтора года поставить два рекорда. «У нас было всего два отзыва, и это большое достижение. Развитие электроники в автомобилях позволяет увеличить безопасность», — подчеркнул он.
Замминистра транспорта РФ Алексей Цыденов подробнее рассказал о том, о чем лишь вскользь упомянул глава АвтоВАЗа, — о навигационных системах, а именно ЭРА-ГЛОНАСС (системе экстренного реагирования при авариях). Он пообещал, что уже в следующем году такой системой оборудуют порядка 300 тыс. новых машин, а в 2017 году — 1,5 млн., а дальше — по 2,5 млн. ежегодно. Кроме этого,
в России уже приступили к созданию государственной системы навигации на дорогах.
«Фактически это электронная карта всех дорог. В чем отличие? Она имеет юридическую значимость, второе — несет ответственность за точность координат», — разрекламировал Цыденов. По его словам, именно такая карта позволит в будущем запустить беспилотники. Плюс эта карта будет содержать информацию о медпунктах, заправках и других важных точках.
На железных дорогах уже «вкалывают» роботы
Старший вице-президент по инновационному развитию РЖД Валентин Гапанович заявил, что автономные транспортные средства уже существуют, например, «Сапсан». «Тайны больше нет — машинист просто присутствовал. Если бы вы вошли в кабину «Сапсана», то машинист при отправлении из Москвы нажал одну кнопку. А по прибытию в Санкт-Петербург — еще одну кнопку. Все. Поезд «Сапсан» на 100 процентов ведется в автоматическом режиме», — рассказал он. Тот же механизм у «Ласточки», которые курсировали из Адлера в Красную Поляну.
«Но хотел бы в мед добавить ложку дегтя», — Гапанович сменил тон разговора. Эта ложка дегтя, по его мнению, заключается в том, что научно-технический прогресс несет в себе риски и вызовы. Так, например, есть проблемы с киберзащищенностью автоматизированных систем управления.
Вице-президент, генеральный директор по операциям в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке (EMEA) Intel Corporation Кристиан Моралес, продолжая тему интернета, пришел к выводу, что
автомобили стали элементами интернета вещей.
По его словам, любой автомобиль будет подключен к системе управления дорожным движением, и это поможет его отрегулировать, то есть решить вечную проблему мегаполисов.
Владелец, председатель наблюдательного совета Knorr-Bremse AG Хайнц Херманн Тиле настроен оптимистично — он уверен, что в будущем будут созданы более совершенные автоматизированные системы. Однако его, как и Когогина, заботит тема правового регулирования. «Сколько существует систем во всем мире, которые можно было бы уже использовать? Их много. Но их нельзя реализовать, не убедив в жизнеспособности регуляторов, законодателей, страховщиков», — добавил Тиле. Поэтому в будущем предстоит получить политическую поддержку по всему миру.
«Сейчас наступает новый этап в изменении мира»
В заключение дискуссии Ланг спросил Когогина, что необходимо для транспортной революции и какой бы запрос они направили госорганам. «Мы сидим и рассуждаем на темы: верю или не верю. Каждый из нас сказал, что это может быть, но есть проблемы. Чтобы у нас появилась уверенность, нужно взаимодействие бизнеса и власти. Задать вопрос власти можно только один: давайте разработаем пакет законов, который позволит развиваться естественному процессу автоматизации на транспорте. Если мы с властью это вместе сделаем, то в этом случае, наверное, произойдет то, что должно произойти», — ответил глава КАМАЗа.
Он подчеркнул, что когда-то появление автомобиля изменило мир, а сейчас тоже наступает этап, когда снова можно изменить мир, но для этого надо поработать и бизнесу, и власти. Кроме того, общество тоже не должно оставаться в стороне. «Если люди будут отторгать, бояться, то вряд ли у нас что получится», — заключил он.
Изменить мир с помощью беспилотников Когогин рассчитывает, по крайней мере, с апреля текущего года, когда в СМИ попала информация о том, проект IT-компании Cognitive Technologies по созданию беспилотного «КАМАЗа» получил одобрение российского правительства вместе с обещанием потратить на первый этап программы, рассчитанный до 2019 года, 18 млрд. рублей. Эксперты отмечали, что беспилотный грузовик вызывает интерес у военных, учитывая, что о необходимости таких технологий в армии неоднократно заявлял президент России Владимир Путин. Он же дал и поручение минпромторгу о финансовой поддержке проекта.
Как объяснил тогда же «БИЗНЕС Online» Афанасьев, челнинскому автогиганту в рамках проекта предстоит выступить исключительно в роли «консультанта в области дорожного движения и производителя грузовой техники». «Грубо говоря, мы даем железо, а Cognitive Technologies — мозги», — образно объяснил Афанасьев.
По состоянию на апрель собственные инвестиции КАМАЗа в проект составили 90 млн. рублей, еще 300 млн. рублей перечислило Cognitive Technologies минобрнауки РФ. Согласно озвученным планам, первая тысяча беспилотных грузовиков будет собрана к 2017 году. Испытывать их будут на специальном полигоне с имитацией города. Строительство такого полигона обойдется в 5 млрд. рублей, что уже входит в общую стоимость проекта. А главный конструктор по инновационным продуктам НТЦ КАМАЗа Сергей Назаренко заверил, что самый первый опытный грузовик на базе серийного полноприводного «КАМАЗа-5350» будет испытан уже в июле.
Фото: business-gazeta.ru

Online-заявка

Отправить сообщение