ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ ПО ВСЕЙ РОССИИ
НАДЁЖНО
И ТОЧНО В СРОК!
8 800 300 43 59
Звонок по России бесплатный
Наш канал

В объезд кризиса?

В объезд кризиса?
sibdaf.jpgСитуация на российском и сибирском рынке тяжелых грузовиков понемногу выходит из зоны турбулентности. На фоне провального I квартала II выглядел чуть более оптимистично, а сегодня эксперты и вовсе говорят об оживлении. По прогнозам производителей, спад продаж по итогам года составит примерно 50%, однако некоторые эксперты полагают, что в III квартале темпы падения не превысят 15%.

Несмотря на то что наиболее значительное сокращение по Сибири продемонстрировал «КамАЗ», именно он наряду с «МАЗом» и «ГАЗом» входит в тройку лидеров по продажам в округе. В особенностях рынка грузовой техники Сибири, а также в том, какие компании смогли укрепиться за счет вытеснения конкурентов, разбирался «КС».
Продажи грузовой техники в России падают с конца 2012 года, как и объемы реализации легковых автомобилей. Только в прошлом году рынок снизился на 23%, а по итогам текущего года ожидается спад примерно на уровне 50%. По данным аналитического агентства «Автостат Инфо», за период с января по июнь падение в сегменте грузовых автомобилей массой от 5 тонн в целом по России составило 48,6%.
Ситуация на рынке Сибири сопоставима с общероссийской. По итогам первого полугодия продажи грузовой техники снизились на 47,6%. За шесть месяцев, по данным «Автостата», было реализовано 2670 единиц (годом ранее — 5098 единиц). Значительнее статистики «просели» рынки Красноярского края (–58,4%) и Новосибирской области (–53,4%). Менее пессимистичны показатели в Томске (–32,33%). «Основными причинами негативного влияния на рынок коммерческого транспорта являются неустойчивость российской экономики, турбулентность на валютных рынках, а также падение объемов внутренних и внешних грузоперевозок, — считает директор по продажам и маркетингу группы компаний «СибТракСкан» (официальный дилер Scania в Новосибирской области) Евгений Селеванов. — Кроме того, большую роль сыграла и кредитно-финансовая политика с высокими процентными ставками по кредитам, что сдерживает получение займов и делает деньги дорогими», — добавил он. «Безусловно, рынок коммерческой техники сейчас переживает не самые лучшие времена, — подтвердили «КС» в российском представительстве IVECO. — Причем импортеры, как правило, оказываются в еще менее выгодной ситуации: бесконечное повышение цен на технику вслед за курсом валюты невозможно, и приходится работать с минимальной прибылью. Многие перевозчики в свою очередь вынуждены отложить модернизацию автопарков, поскольку элементарно не имеют финансовой возможности приобрести автомобили по новой стоимости», — заключили в компании.
В приоритете — свое, родное
По данным «Автостата», Топ-3 марок грузовой техники в Сибири по итогам первого полугодия 2015 года сформировали «КамАЗ» (720 автомобилей, –46% к уровню 2014 года), «ГАЗ» (318 автомобилей, –29,3%) и «МАЗ» (249 автомобилей, –24,8%). Лишь на четвертой строчке располагается шведская Scania (входит в состав немецкого концерна Volkswagen), которая еще год назад занимала вторую строку. Далее по списку идут «УРАЛ», японский Hino (принадлежит группе Toyota), немецкий MAN (является частью немецкого концерна Volkswagen), японские Isuzu и Mitsubishi входит в состав немецкого концерна Daimler) и отечественный «НефАЗ», провалившийся по сравнению с первым полугодием 2014 года сразу на три позиции.
Примечательно, что отечественный «КамАЗ», крупным акционером которого является немецкий Daimler, по данным «Автостата», занимает первую строчку по объемам продаж по всем регионам России. А такие участники «большой семерки» крупнейших европейских производителей, как DAF, IVECO, MAN, Mercedes-Benz, Renault и Volvo занимают достаточно скромные места и долю рынка в Сибири. Так, Volvo, несмотря на наличие завода в Калуге, находится лишь на 13-м месте (54 единицы), Mercedes — на 14-м (42 единицы), IVECO — на 20-м (13 единиц), DAF — на 21-м (9 единиц), Renault — на 24-м (шесть единиц). Среди европейских производителей худшую динамику присутствия на рынке за отчетный период показал DAF (–81,6%). В ближайшие месяцы голландский бренд может улучшить позиции. Планы по развитию в Сибири были озвучены в Новосибирске главой российского представительства марки Ари Хендриксом в рамках автопробега «ДАФ Караван-2015». На территории Экспоцентра состоялась презентация новых продуктов марки, где Ари Хендрикс отметил, что компания развивает в Новосибирске дилерский центр, чтобы он соответствовал европейским стандартам DAF.
Не сидит сложа руки и Volvo Truck. Так, компания «Сириус», являющаяся авторизованной сервисной станцией шведской марки, ведет строительство дилерского центра в Новосибирске. По словам менеджера отдела работы с клиентами ООО «Сириус» Ивана Бражника, его запуск запланирован в I квартале 2016 года. Новый центр Volvo Truck в Новосибирске также будет располагать площадью в 2500 кв. м, ремонтной зоной на 18 постов с шестипроездными воротами. На текущий момент компания уже построила аналогичный центр в Омске.
В поисках дилера в Новосибирске и компания MAN, говорится на сайте представительства производителя в России.
Таким образом, западные марки не оставляют надежды отвоевать рынок у его действующих хедлайнеров. В Scania говорят и о тенденции по переходу частных компаний с отечественной на импортную технику, объясняя это тем, что изначально более высокая стоимость импортных автомобилей окупается в процессе эксплуатации. Тем не менее, по статистике, традиционно пока основной объем продаж на российском рынке принадлежит отечественным производителям. По итогам второго полугодия прошлого года суммарная доля российских авто составила более 67% общего рынка грузового транспорта РФ.
Дальше — лучше
По мнению участников рынка, худшее уже позади. В большей степени продажи «просели» в I квартале текущего года: сказался рост стоимости как новых автомобилей, так и кредитных ресурсов. Например, по данным «АСМ-Холдинга», в Сибири антирекорд показали грузовики VOLVO: в феврале было реализовано всего шесть машин, в то время как за аналогичный период прошлого года — 46 (–87,5%). «Во II квартале наблюдалось снижение стоимости новых автомобилей, а также постепенное снижение ключевой ставки, — рассказывает «КС» директор новосибирского филиала компании «Балтийский лизинг» Михаил Талапов. — Также Минпромторгом была запущена программа льготного лизинга. Все эти факторы переломили общую динамику рынка, и доля продаж транспорта в лизинг значительно увеличилась. На сегодня объемы и долю продаж по Новосибирской области можно оценивать как соизмеримую с уровнем прошлого года», — заключил он. По сведениям господина Талапова, в новосибирском филиале «Балтийского лизинга» в последние месяцы по данной программе заключается порядка 70% сделок. «С января по март продажи у всех игроков рынка были незначительные, а госпрограмма льготного лизинга позволила вернуться к относительно высоким темпам, — согласен с коллегой и. о. генерального директора АО «Сбербанк Лизинг», президент Объединенной лизинговой ассоциации Кирилл Царёв. — Это важный сигнал. Общие цифры падения рынка автолизинга замедлились, и мы видим оживление в июне».
«Возможно, что по итогам III квартала снижения как такового уже не будет, и мы выйдем к цифрам прошлого года, либо снижение будет не более 10–15% по отношению к аналогичному периоду 2014 года», — высказывает мнение директор Управления организации продаж АО «Сбербанк Лизинг» Ольга Кириллова.
При этом некоторые производители и дилеры считают, что давать оценку эффективности программы льготного лизинга пока преждевременно. «В целом меры господдержки, безусловно, необходимы для смягчения рыночных шоков, — считает коммерческий директор ООО «Скания-Русь» Сергей Яворский. — Но сейчас рано оценивать эффективность программы — слишком мало времени прошло с момента ее запуска. Пока продажи по ней в сегменте коммерческой техники невелики».
Важным для рынка является планируемое Минпромторгом увеличение объема средств, выделяемых на программу льготного лизинга. «Ждем официального подтверждения данной информации в ближайшее время», — отмечает Михаил Талапов.
Заместитель генерального директора «Сименс Финанс» по Западно-Сибирскому региону Елена Дергач уверена, что драйвером и одновременно тормозом продаж сегодня является курс рубля по отношению к основным валютам. «Как только курс рубля падает, клиенты останавливают сделки, при его стабилизации мы наблюдаем рост продаж», — заключила она.
В новых условиях
Стимулировать продажи коммерческой техники сегодня намерено не только государство. Новые продукты для клиентов разрабатывают производители, дилеры и банки. Генеральный директор ЗАО «СТС-автомобили» (официальный дилер Mercedes-Benz Trucks в Новосибирской, Кемеровской и Томской областях) Павел Костенко отмечает, что Mercedes-Benz Trucks разработал лизинг и кредитование для частных лиц в сегменте коммерческого транспорта. «Еще в прошлом году ни банки производителей, ни государственные/частные банки под коммерческий транспорт кредиты не выдавали, — сетует господин Костенко. — Реалии нашего времени таковы, что финансовые организации такой продукт на рынок ввели. Он востребован, и продажи в этом направлении есть», — подвел итог собеседник «КС». Производители также сотрудничают с лизинговыми компаниями. IVECO, например, подготовила акцию совместно с АО «ВТБ Лизинг». В «СибТракСкане» «КС» также рассказали, что делают ставку на внедрение новых выгодных программ комплексного лизингового финансирования, сервисную поддержку и страхование.
Ситуация на рынке влияет и на стратегию развития дилерской сети. «Специально для нашей страны мы разработали концепцию небольших сервисных станций, — рассказали «КС» в «Скании-Русь». — Это финансово облегчает вхождение в семью Scania кандидатов из регионов, где парки техники пока невелики». Также в Scania заверили, что для поддержки существующих партнеров в компании усилили персонализированное обучение и выездные программы. Цель — максимизация прибыли дилеров и содействие их выживанию в период экономической нестабильности.
Предпочтения клиентов
Рынок, безусловно, изменил запросы и ожидания клиентов. «Мы отмечаем повышение интереса клиентов к маркам средней и низкой ценовой категории, а также подержанной технике — их доли в общем объеме рынка растут, при этом сегмент новой коммерческой техники европейского производства снижает долю», — рассказали «КС» в российском представительстве MAN.
«Покупатели достаточно щепетильно подходят к покупке машин и стараются экономить, учитывая уровень процентных ставок, гибкие возможности формирования аванса и лизинговых платежей, дополнительные скидки и сервисы. Ряд клиентов проявляют интерес в том числе и к парку более дешевого сегмента», — говорит директор Управления организации продаж АО «Сбербанк Лизинг» Ольга Кириллова. Евгений Селеванов отмечает, что в первую очередь клиенты хотят снижения цен на технику. «Увеличение стоимости коммерческого транспорта в связи с повышением курсов валюты было существенным», — пояснил он.
«Для российских клиентов характерен интерес к седельным тягачам для магистральных перевозок, самосвалам, полноприводным автомобилям и грузовикам для дистрибуции, — сообщили «КС» в российском представительстве MAN. — Совокупно они занимают около 90% рынка грузовых автомобилей европейских брендов».
В свою очередь Елена Дергач рассказывает, что в настоящее время востребована тяжелая техника для сегментов лесозаготовки, угледобычи и золотодобычи. «Компании-клиенты из этих отраслей в условиях нынешней экономической ситуации чувствуют себя наиболее уверенно», — приводит данные Елена Дергач.
Говоря про особенности рынка СФО, в ООО «Скания-Русь» отмечают, что «региональные особенности имеют место». «Прежде всего это близость рынка ресурсов и удаленность рынка потребителей этих ресурсов, — перечисляет Сергей Яворский. — Для больших расстояний и непростых условий эксплуатации необходимы эффективные транспортные решения и надежная техника». В компании констатируют рост продаж крупнотоннажной техники (свыше 16 т), так как при перевозках на дальние расстояния она является экономически более выгодной.
Фото: ksonline.ru

Online-заявка

Отправить сообщение